Древнерусские хлебные и соляные меры
Хлеб-соль не бранится.
Без соли – невкусно, а без хлеба – несытно.
Ел бы богач деньги, кабы его убогий хлебом не кормил.
У славян, как и у других земледельческих народов, хлеб и соль всегда были в особенном почете, что неудивительно – без этих продуктов нормальная жизнь человека была просто немыслима.
Следует также отметить, что в летописях, при перечислении цен на продукты, на первом месте всегда ставилась рожь, поскольку именно ржаной хлеб был главным видом пищи, и который назывался собственно «хлебом» в узком смысле: «хлебушка – калачу дедушка». Рожь очень неприхотлива и может вызревать в северных широтах вплоть до полярного круга, тогда как пшеница, особенно озимая, требует хороших почв, тепла и влаги; возделывалась она далеко не везде. Пшеничное зерно высокого качества во многие регионы Руси завозилось извне, и было весьма недешево. Поэтому белый пшеничный хлеб считался дорогим, и служил определенным мерилом достатка, откуда известные поговорки: «Не рука крестьянскому сыну калачи есть»; «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Калачом (от древнеславянского «коло» - круг) называли белый плетеный хлеб в форме кольца или замка с дужкой, имевшего весьма глубокие исторические корни. Согласно указу царя Михаила Федоровича от 1626 года «о хлебном и калачном весу», калачи на продажу должны были выпекаться установленного веса - на денгу, копейку, грошь (2 копейки) и алтын (3 копейки). За правильностью веса следили подъячие – мелкие чиновники.
Домашним видом пшеничного хлеба был «каравай» – цельное пекарное изделие округлой формы, с использованием молока, масла и яиц, произошедшее от древнеславянского обрядового хлеба, выпекаемого на свадьбу; все мы с детства знаем, что «на чужой каравай - рта не разевай». Из ржаной муки традиционно выпекали два вида изделий – большие «хлебы» или «ковриги», и малые «хлебцы» или «коврижки». В Московской Руси в XVI - XVII веках из четверти (3,5 пуда) ржаной муки выпекалось примерно 15 больших «хлебов», весивших порядка 3 – 4 кг каждый. Стоила ржаная коврига – 1 деньгу.
Из хлебных же злаков готовились и традиционные напитки: из ржи – квас, из ячменя – пиво, из пшеницы – хлебное вино, которое мы сегодня называем водкой.
Итак, меры хлебные. Товарное зерно, идущее на продажу, перевозилось обычно водным путем - на ладьях, а также посуху - на телегах и санях. Чтобы защитить зерно в пути от намокания, его насыпали в деревянные бочки и кожаные непромокаемые мешки – «меха», которые и были первыми на Руси торговыми хлебными мерами. Согласно письменным документам, вплоть до начала XVII века основными мерилами жита служили «кадь» (бочка хлебная), «четверть» (мех) = 1/4 кади, и «осьмина» = 1/8 кади.
Кадь как вместилище для зерна упоминается в летописях с X века. Бочка также упоминается с X века, но, в основном, как вместилище жидкостей – меда и пива. Оба эти вида бондарных изделий изготавливались из плотно подогнанных дощечек, стянутых железными или деревянными обручами. Отличие состояло в том, что корпус бочки суживался с обоих концов и имел два глухих днища, тогда как кадь имела форму цилиндра или усеченного конуса с широким днищем и более узкой верхушкой, накрываемой съемной крышкой.
В Московской Руси с начала XVII века (а точнее с 1601 года), при царе Борисе Годунове, появляется еще одна дробная хлебная величина – «мера» или «четверик», составлявшая 1/4 осьмины или 1/8 четверти (0,44 пуда, около 7 кг) - «… и от того времени начаша на Москве и во всех городах русских всякое жито четвериками покупати, а четверик именуется 8-я доля четверти, а 4-я доля осьмины, теми же четвериками торговати и меряти навыкоша …». «Четверть» и «четверик» становятся основными хлебными мерами, упоминаемыми в казенных бумагах, связанных с торговлей, налогами и пошлинами. На протяжении всего XVII века, по мере роста в Московском государстве приказной бюрократии, счетная система также заметно усложняется. Кроме основной «казенной» четверти в 8 четвериков, появляется еще уменьшенная «отдаточная» четверть в 6 четвериков, которая используется для выплаты жалования служилым людям. Кроме того, в разных частях государства существовали еще какие-то особенные, местные четверти (например - сибирская), вес которых значительно отличался от «казенного». Это объясняется, скорее всего, самодеятельностью местных властей и их канцелярий, ведавших сборами и пошлинами.
Кроме общепризнанных хлебных мер (оков, четвертина, осьмина), во многих древнерусских «землях» существовали свои местные мерила. Например, в Псковской республике, вплоть до присоединения ее к Москве, основной хлебной мерой была «зобница», которая делилась на «ползобенья» и «четвертки». Судя по летописям, «зобница» представляла собой псковский аналог «окова» - мерной деревянной кади, и вмещала более 10 пудов зерна. Ее часто путают с «зобней» - также очень древней мерой, близкой по весу к осьмине. В древнем Новгороде упоминается «коробья», равная 2 «четвертям» или 1/2 «окова», что составляет примерно 7 пудов (115 кг). Коробья (короб) – весьма распространенный на Руси сосуд кубической или близкой к нему формы, изготовленный из луба – внутренней части коры лиственных деревьев (липы, ивы, вяза). Еще одна новгородская зерновая мера – «пуз» (1/2 осьмины или 2 четверика) употреблялась в Архангельской губернии аж до начала XX века.
В качестве обиходных зерновых мер также упоминаются долбленые, берестяные и лубяные емкости бытового назначения – лукошко (лукно), туес, бурак, ступа; самым же малым мерилом жита являлась «горсть» или «пясть» - количество, помещавшееся на ладони.
Существует два принципиальных способа добычи соли. Первый способ - это ломка каменной соли в каменоломнях, а второй - выварка ее из соленых вод: морских, озерных и подземных. Месторождения каменной соли в древней Руси известны только в одном месте – в Карпатских горах (в Удече, Коломые и Перемышле). Там соль добывалась в значительных количествах уже в XII веке, откуда она завозилась на продажу в Галич и Киев.
Все же, большая часть соли на Руси добывалась вторым способом, то есть вываривалась из водяного рассола подземных вод, для чего в земле рыли «соляные колодези» и при них устраивали «варницы». Такие промыслы известны в Ростовской земле – в Галиче Мерьском, Ростове, Переяславле, Мещерском Городце. Но самыми богатыми соляными ресурсами обладал Великий Новгород. Соль добывалась по всему побережью Белого моря, где ее выпаривали из морской воды, а также на Северной Двине - в устье реки Вычегды, где был основан город Сольвычегодск. Кроме того, богатейшие подземные месторождения были найдены новгородцами в верховьях Камы - на реках Ласьва и Чусовая, на территории удаленной новгородской колонии, известной как Великая Пермь.
Древнейшими соляными мерами были сосуды, используемые для выпаривания соли: «салга» - выварочный котел, и «црен (чрен)» - большая железная сковорода, употреблявшиеся, кстати, на двинских промыслах до конца XIX века. Эти меры можно увидеть уже в новгородской грамоте 1137 года, определяющей доход князя от соляных варниц: «…отъ чрена и отъ салгы по пузу». «Пуз» мы уже упоминали как новгородскую зерновую меру, равную двум четверикам. Но она, также как и другие хлебные меры (бочка, четверть, четверик), часто использовалась и для соли. Хотя по объемному весу соль существенно тяжелее зерна (примерно в 1,5 раза), но хлебные торговые меры - все весовые, а значит, пуз ржи и пуз соли весили примерно одинаково – около 14 кг. В Пермском крае была своя особая соляная мера – «сопец», равный 6 пудам (98 кг). Что представлял из себя «сопец» в действительности: бочонок, деревянный короб, кожаный мешок или просто счетную величину, – можно только догадываться, но известно, что в «каюке» (речной деревянной лодке) помещалось «три сопца правильных», т.е. 18 пудов соли. В обиходе соль мерили кузовами, ложками, горстями, самой же малой мерой была «щепоть» – количество, помещавшееся между тремя пальцами руки.
Если начать определять по письменным источникам XI - XIV веков, сколько стоил на Руси хлеб, и сколько стоила соль, и пытаться вывести некую усредненную цифру, понятную современному человеку, то такая задача может оказаться весьма сложной. Даже в «киевский» период относительного единства, в один и тот же год, в разных концах земли Русской цены на жито и соль могли отличаться в разы. Что уж говорить об «удельных» XIII и XIV веках, когда единого русского государства не существовало вовсе. Год не приходился на год - на формирование цен в торгу влияло буквально все: урожайность полей, таможенные пошлины, уровень воды в реках, набеги кочевников, княжеские усобицы. К этому следует добавить постоянно меняющийся и временами запутанный денежный счет, а также большое количество местных терминов и словечек, упоминаемых в документах. И все же, некоторые закономерности проследить можно.
Как правило, цена пшеницы на одном торгу превышала цену ржи в 1,5 – 2 раза. Чаще всего, соотношение цен пшеница/рожь составляло число 1,6.
В конце XVI века кадь пшеницы в Москве стоила (примерно) 40 копеек, а кадь ржи – 25 копеек. Соответственно - цена пуда (16,38 кг) пшеницы была около 3 копеек, а пуда ржи – около 2 копеек (в копейке того времени содержалось 0,68 г серебра). На тот момент прошло уже более полувека, как большинство русских земель входило в единое Московское государство, имевшее в обороте три вида серебряных монет – копейку, деньгу и полушку; цены заметно стабилизировались. В то же время пуд соли в Московском государстве стоил 10 – 12 копеек. Касательно соли можно заметить, что цена на нее к XVI веку снизилась по сравнению с «киевским» и «удельным» периодами русской истории. Скорее всего, это объясняется усиленным развитием двинских и пермских промыслов, где соль добывалась в огромных количествах. Пермяки даже имели на Руси прозвище «соленые уши»; - на ярмарках они таскали на спине мешки с солью, и были осыпаны ею с ног до головы.
Еще один вывод можно сделать по результатам прочтения весьма любопытного исторического документа - Торговой книги 1575 – 1610 годов. Она была составлена неким московским знатоком (или знатоками) торгового дела рубежа XVI и XVII веков в качестве справочника-ценника: «… како молодымъ людемъ торгъ вести и знати всему цену …». В этой книге одна из глав (вторая) содержит подробный перечень товаров, привозимых в Московское государство из за границы, а следующая глава (третья) описывает товары, вывозимые из Руси за рубеж. Чего там только нет! Однако, соль ни в одной из этих глав не упоминается, и это вряд ли ошибка. По-видимому, вся соль, добываемая в Московском государстве, находила сбыт внутри страны, и ее было достаточно, ибо из других стран она тоже не ввозилась - по крайней мере, в данный исторический период. Что касается хлебных злаков, то в Россию тогда не завозился ни один вид, а на экспорт шла только пшеница, которая, согласно Книге, стоила в европейских странах почти в три раза дороже, чем в Москве.