Итальянцы в Московии на рубеже XV-XVI веков
Под управлением Ивана III Москва из столицы небольшого, подвластного Орде княжества, превратилась в центр огромного государства, объединившего практически всю Ростово-Суздальскую землю времен Всеволода Большое Гнездо, да еще c прибавлением Новгорода с его пригородами и колониями. Женитьба в 1472 году на греческой принцессе Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина XI Палеолога, открыла перед Московским великим князем целый ряд новых, далеко идущих перспектив. Следует сказать, что после захвата Константинополя турками в 1453 году, уцелевшие Палеологи (младший брат императора Фома, его семья и небольшой двор) нашли убежище в Риме, под патронажем католического первосвященника. Папа Павел II решил устроить судьбу принцессы Софьи, подыскав ей подходящего по статусу жениха. Выбор на эту роль московского князя Ивана был обусловлен, скорее всего, политическими соображениями: попыткой усилить влияние католической церкви на Руси и желанием найти нового союзника против турок. В процессе сватовства и переговоров, длившихся 3 года, Москва и Ватикан постоянно обменивались посольствами, в результате чего были налажены дипломатические отношения Московского государства с Римом, а через него - с другими странами Запада. Поскольку отец Софии – Фома Палеолог - был признан законным наследником византийского престола, а София, в отличие от двух своих братьев, сохранила православную веру, да еще стала женой православного же государя, брак этот выглядел достаточным основанием для передачи наследственных прав Палеологов московскому великокняжескому дому. Пользуясь этим правом, Москва вскоре провозгласила себя «третьим Римом» и взяла в качестве герба «двуглавого орла» - геральдический знак династии Палеологов, правившей Византийской империей около двух столетий. При дворе великого князя Московского начали вводить пышные византийские церемонии, а для служилых людей и знати была придумана целая иерархия чинов. Все это нарастающее державное величие потребовало соответствующих ему интерьеров – больших каменных храмов, дворцов и палат, чего не было в почти полностью деревянной, регулярно выгоравшей в пожарах Москве.
В связи с этим, у Ивана III возникла острая потребность в мастерах, способных возводить крупные сооружения из камня, но их было сложно найти в Московском государстве. После Батыева погрома 1237 года и двухсотлетнего татарского ига, традиции белокаменного зодчества, которыми ранее славилась Владимиро–Суздальская земля, были почти утрачены. Все же, за возведение главного храма Москвы - собора во имя Успения Пресвятой Богородицы, заложенного в 1472 году, взялись двое местных зодчих – Кривцов и Мышкин. 20 мая 1474 года своды почти уже готового храма внезапно рухнули. По поводу причин обрушения единого суждения нет даже в летописях. Московский княжеский летописец указывает на ошибку в расчетах: одна из стен собора, в которой была устроена лестница, оказалась ослабленной, «тощей», она не выдержала веса сводов и подломилась - «… от великие тое высоты и от тяжких сводов, иже на тщую ту стену, не возможе стена та укрепитися, но преломи ся, и бысть разрушение церкви той». В Ростовском летописном своде причиной аварии назван «трус земной», то есть землетрясение. В принципе это возможно, но возможно также, что «трус» - содрогание земли, отмеченное очевидцами – не причина обрушения, а следствие одновременного падения большой массы камня.Как бы то ни было, для разбирательства дела пригласили псковичей, имевших репутацию лучших каменщиков Руси. Псковичи (в то время, кстати, еще не являвшиеся подданными Ивана III), назвали причиной обрушения низкое качество известкового раствора, скреплявшего кладку ( «… житко растворяху, ино не клеевито»), но сами от достройки собора отказались.И тогда было решено пригласить специалистов, так сказать, из дальнего зарубежья. Выбор в пользу Италии можно объяснить в первую очередь влиянием новой княгини Софьи Палеолог, выросшей в Риме и лучше всех понимавшей, как далеко еще деревянной Москве до «Третьего Рима», которым она себя провозгласила. Итальянские архитекторы и инженеры считались в то время лучшими в Европе. Пока другие государства еще пребывали в средневековье, северная Италия уже полвека назад вступила в период расцвета науки, архитектуры, искусства и ремесел, произошедший под влиянием философских идей гуманизма и переосмысления античного наследия (сейчас это называют эпохой Возрождения или Ренессансом). В результате Иван III поручил своему послу в Венеции дьяку Семену Толбузину искать и вербовать «муролей» - стенных мастеров (от итальянского «muro» - стена), согласных работать в Московском государстве. Время показало, что данное решение было правильным и дальновидным – итальянцы за полстолетия подняли технический уровень Московского государства настолько, что оно смогло встать вровень с самыми развитыми в то время странами мира.
Аристотель Фиораванти
Специалистом, которого завербовал дьяк Толбузин для достройки Успенского собора, стал потомственный архитектор и инженер из Болоньи Ридольфо Фиораванти дельи Альберти, прозванный Аристотелем «хитрости ради его» - так сказано в летописи. Под словом «хитрость» понималась искушенность в науках и ремеслах. «Мастер из многих мастеров избрася тот Аристотель …» - писал Толбузин в отчете своему государю, - «мастер муроль, кой ставит церкви и полаты… такожде и пушечник той нарочит, лити их и бити, и колоколы и иное все лити хитр вельми». В Италии Фиораванти более известен как инженер, фортификатор, механик и гидротехник, нежели архитектор. Ареной деятельности Аристотеля были крупные города северной Италии – Венеция, Болонья, Милан, Флоренция, Мантуя, Неаполь, Рим, где он выправлял покосившиеся башни и колокольни, реконструировал дворцы и замки местной знати, чинил мосты, строил шлюзы. Самым знаменитым свершением мастера, прославившим имя Фиораванти на всю Италию, считается перенос на 12 метров каменной колокольни высотой 25 метров (вместе с колоколами), что произошло в 1455 году в его родном городе Болонье. Даже по сегодняшним меркам - это очень непростая задача, а для XV века – уникальное инженерное решение, далеко опередившее свое время.
В представлении итальянцев того времени, Московия была дальним краем цивилизованного мира. Восточнее нее на средневековых картах изображалась огромная и неведомая страна Тартария, населенная дикими варварскими народами. Основной причиной, по которой пожилой уже человек (около 60 лет), имеющий солидную репутацию и востребованный в Италии, согласился ехать в такую даль и там работать, принято считать историю с фальшивыми монетами. В июне 1473 года Аристотель, оказавшийся в тот момент в Риме, был арестован по обвинению в изготовлении и сбыте фальшивых денег. Вскоре зодчий был оправдан и выпущен на свободу, но обида на соотечественников и пятно на репутации, возможно, заставили его принять в 1474 году предложение русского посла и отправиться в Москву. По летописным источникам нам известен размер ежемесячного жалования, получаемого Фиораванти на службе у московского князя – 10 рублей, что составляет примерно 22 золотых флорина.*
*Флорин – высокопробная золотая монета весом около 3,5 г, чеканившаяся в средние века во Флоренции и ряде других государств северной Италии.
Для Московского государства времен Ивана III 10 рублей – немалые деньги, стоимость небольшой деревни. Для сравнения: годовой оклад дворянина московского поместного войска, несшего постоянную пограничную службу, составлял примерно 6-8 рублей. Для Италии XV века годовой доход в 264 флорина (22 в месяц) – вполне приличный для зодчего, инженера или художника с именем, но не чрезмерный. Похоже, Аристотель сам назвал русскому послу цену своих услуг по тем же расценкам, что он брал с заказчиков на родине. Другими словами, деньги не могли послужить решающим фактором, поскольку такую сумму зодчий вполне мог зарабатывать и дома, никуда не выезжая. Складывается впечатление, что ему было необходимо на время покинуть Италию по причинам, которые, скорее всего, мы никогда доподлинно не узнаем.
В Москву Фиораванти въехал «на велик день» (на Пасху) 26 марта 1475 года, в сопровождении сына Андреа, о дальнейшей судьбе которого почти ничего не известно. Следует заметить, что на тот момент в Москве уже жили и работали, по крайней мере, двое итальянских зодчих, чьи имена впоследствии были связаны со строительством нового каменного Кремля – Антонио Джиларди и Марко Руффо. Почему достройку собора поручили не им – можно только догадываться. Возможно, они не имели достаточно опыта и мастерства для решения такой сложной технической задачи. Вероятно также, что они-то и порекомендовали Ивану III Аристотеля Фиораванти как первого в Италии специалиста по реконструкции аварийных зданий и сооружений, и именно на его поиски был отправлен «в веницейскую землю» дьяк Толбузин.
По результатам осмотра полуразрушенного собора, Аристотель дал такое экспертное заключение: «известь не клеевита» и «камень не тверд». Не вполне понятно, какой камень имеется в виду – тесаный блоками известняк или «глиняный камень» - кирпич. Скорее всего, речь шла именно о кирпиче, поскольку впоследствии итальянский мастер наладил выпуск глиняного камня собственного изготовления, про который в летописи сказано, что он «нашего тверже».
17 апреля 1475 года началась разборка старой кладки, которую Фиораванти, на удивление всем, «в три дня развалил» при помощи стенобитного тарана. Вероятно, были у него претензии и к фундаментам рухнувшего здания, так как он повелел рвы «изнова копати» глубиной в «две сажени, а во ином месте и глубже» (около 4,5 метров), и в дно их бить дубовые сваи.
Процесс возведения Успенского собора, длившийся 5 лет, описан необычайно подробно сразу в нескольких летописных сводах, которые часто дополняют друг друга. Это показывает, сколь большое значение данное строительство имело лично для Ивана III, и для всего Московского государства. К концу первого года (1475) собор был «выведен из земли». «Учини основание крепко по своему, и заложив церковь, и нача делати по своей хитрости, а не яко московские мастера, а делаша наши же мастера по его указу» - сообщает московский летописец. По ходу возведения храма итальянский мастер открывал для своих русских подмастерьев многие неизвестные им ранее приемы, секреты и хитрости каменного зодчества. Прежде всего, как мы уже упомянули, было налажено производство глиняного кирпича высокого качества из местного сырья, для чего был заложен кирпичный заводик возле Андроникова монастыря, в Калитникове. Главные секреты производства – как правильно выбрать глину, как формовать, сушить и обжигать – были быстро усвоены русскими мастерами. Нельзя сказать, что глиняный кирпич был на Руси совершенно неизвестен, однако то, что знали и использовали наши предки ранее - большемерная и плоская византийская плинфа – вследствие своей формы и размеров имела весьма ограниченное применение. «Аристотелев» кирпич в виде прямоугольного бруска был удобен в работе, его вес и пропорции позволяли каменщику работать с ним в одиночку, поднимая и укладывая одной рукой. Маломерность нового кирпича давала широкие возможности применения как для создания поверхностей сложной формы – арок, сводов, куполов, так и для оформления мелких деталей - карнизов, выступов, капителей, бойниц и оконных проемов. Для Руси, бедной залежами естественного камня, но имеющей в изобилии глину, это был настоящий технический прорыв. Фактически, мы используем «аристотелев» кирпич и сегодня – по своим размерам и пропорциям он мало отличался от современного. Качество известкового раствора, сделанного по рецепту Аристотеля, также было на высоте: «… засохнет, то ножом не мощи расколупати» - говорит летописец.
Впервые (для русского зодчества) Аристотель применил деревянные сваи как средство укрепления фундаментов каменных стен на слабых грунтах, а также железные кованые стержни–затяжки снаружи и внутри каменной кладки, воспринимающие усилия распора от арок и сводов, и снижающие таким образом нагрузку на колонны и стены. Для подъема камней на высоту Фиораванти построил механическое устройство, названное в летописи «колесом»: «… вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и взъвлекаше … и чюдно видети». Скорее всего, это был средневековый подъемный кран со ступальным колесом диаметром 4-5 метров, которое приводилось в действие ногами идущих внутри него людей. Подобные механизмы придумали еще древние римляне, а в западноевропейских странах такие краны использовались для строительства с XIII века.
Джиларди впервые появился в Москве еще в 1469 году вместе со своим дядей Джаном Баттистой делла Вольпе (Иваном Фрязиным) в составе делегации Ватикана по организации брака Ивана III с Софьей Палеолог. Уезжал обратно в Италию, но вновь вернулся. Известен как строитель первой башни нового Кремля – Тайницкой (заложена в 1485 году), а также Свибловой (Водовзводной) башни (заложена в 1488 году).
Марко Руффо, инженер из Милана, прибыл в Москву в 1472 году. Его авторству принадлежит угловая Беклемишевская (ныне Москворецкая) башня, заложенная в 1487 году, а также целый комплекс кирпичных кремлевских теремов: «Казенный двор», «Набережная палата» и «Грановитая палата» (до наших дней сохранилась только последняя из названных).
Пьетро Антонио Солари
Самое знаменитое творение Солари - Фроловская (с середины XVII века Спасская) башня, высочайшая из всех и наиболее известная, которая с самого начала была задумана как главная башня Кремля. Ее оснастили высоким шатровым верхом, и в нем повесили колокола - часовой и набатный.
Два Алевиза – Старый и Новый
«Приидоша послы великого князя на Москву … что посылал их князь великий мастеров для в Венецию и Медиолам; они же приведоша на Москву Алевиза мастера стеннаго и палатнаго, и Петра пушечника и иных мастеров» - так московский летописец сообщает о прибытии новой партии итальянских специалистов, среди которых, как уже сказано, был и новый «главный архитектон» - Алевиз Миланец. Сведения о биографии этого человека довольно скудны. По совокупности русских и итальянских источников мы знаем, что он потомственный зодчий, уроженец местечка Карезано из провинции Пьемонт, долгое время работал в Милане, где приобрел репутацию талантливого мастера, способного выполнить работу любой сложности. Когда ко двору Миланского герцога прибыли московские послы с просьбой дать специалиста, способного заменить умершего Солари, им рекомендовали Алоизио из Карезаны. Поручителем за него выступил Джованни Антонио Амадео - муж сестры Пьетро Солари, «герцогский инженер» и видный представитель местной лиги мастеров каменного дела. В Россию Алоизио отправился не один, а с «командой», составленной большей частью из его земляков – пьемонтцев. По итальянским источникам известны имена трех спутников Алевиза, заключивших вместе с ним контракты на работу в Москве. Это кузнец Микаэль Парпайоне, каменотес Бернардино из Боргоманеро, и литейщик Пьетро из Пьемонта – он же «Петр-пушечник» русской летописи. В миланских архивах сохранился доклад секретаря канцелярии Миланского герцога, датированный 1496 годом, где он информирует своего господина о судьбе мастеров, уехавших ранее работать в Россию (Rosia). В докладе говорится, что с тех пор мастер Алоизио прислал своим родственникам два письма, в которых сообщает, что платят ему хорошо, он доволен и обласкан государем (Иваном III), который хочет, чтобы ему построили замок «… подобный тому, что в Милане …».
Смена правителя никак не отразилась на ходе строительных работ в Кремле – они продолжались в прежнем темпе. В том же 1505 году в составе очередной группы итальянских зодчих в Москву прибыл еще один мастер по имени Алевиз – Альвизе Ламберти де Монтаньяна, из региона Венето. Чтобы не путать двух итальянцев с одинаковыми именами, русские разделили их по времени появления: вновь прибывший Алевиз из Венето получил прозвище Новый, а Алевиза из Милана, соответственно, стали называть Старым, либо просто Алевизом Фрязиным – без уточнения.
Вскоре оказалось, что по масштабам творческого дарования и профессиональным способностям Алевиз Новый не уступает Старому, и вполне может потягаться с ним за роль ведущего архитектора Москвы. Несмотря на некоторые разночтения в оценке архитектурного наследия обоих мастеров (бывало, что Алевизу Новому приписывали работы Алевиза Старого и наоборот), большинство исследователей сошлось во мнении, что два этих зодчих – равновелики. Они работали в Москве одновременно довольно продолжительное время при великом князе Василии III, и оба пользовались с его стороны особым почетом и уважением превыше всех других мастеров. При этом сферы их деятельности не пересекались и были разделены следующим образом: Алевиз Старый занимался фортификацией и гидротехникой, а Новый – строительством храмов. Каждый имел собственную команду специалистов–соотечественников, отвечавших за отдельные участки общего фронта работ (при таких объемах строительства по-другому быть и не могло). Имена некоторых «зодчих-подмастерьев» тоже иногда попадали в летописи – так произошло со стенным мастером Боном Фрязиным, которого сегодня считают автором колокольни Иван Великий. Это не совсем верно, поскольку на самом деле Иван Великий – не колокольня, а столпообразный храм во имя преподобного Иоанна Лествичника «иже под колоколы» (тип православного храма, у которого ярус звона располагается непосредственно над помещением храма). Летопись заносит церковь Иоанна Лествичника, вместе с Архангельским собором и не сохранившимся до наших дней храмом Иоанна Предтечи, в список церквей, построенных Алевизом Новым в Кремле в 1505 – 1508 годах: «… свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн Святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колокольници Бон Фрязин». Из этой записи следует, что Бон Фрязин, очевидно входивший в «бригаду» Алевиза Нового, является лишь автором двух верхних колокольных ярусов и купольного покрытия Ивана Великого.
Тем временем Алевиз Старый, завершив строительство Большого Кремлевского дворца, целиком сосредоточился на фортификационных работах по превращению Кремля в неприступную крепость. Летопись под 1508 годом сообщает, что «… князь великий велел вкруг града Москвы ров делати камением и кирпичем, и пруды чинити вкруг града Алевизу Фрязину». Как известно, московская крепость, имеющая в плане форму неправильного треугольника, была с двух сторон окружена водными преградами – Москвой рекой и Неглинной. С третьей стороны – «напольной» - такой преграды не было, что делало ее наиболее уязвимой для нападения. Чтобы укрепить эту восточную сторону, перед уже существующей стеной была задумана дополнительная полоса укреплений, получившая по имени зодчего название «Алевизов ров». Состояла она из выложенного камнем рва шириной 35 метров и глубиной 8 метров, оба берега которого были укреплены дополнительно крепостными стенами. Для наполнения рва водой уровень реки Неглинной пришлось поднимать на 10-12 метров, заперев ее у устья плотиной, а сам ров разбить на каскад прудов, соединенных шлюзами, по которым вода из Неглинной медленно стекала в Москву реку. В результате восточная сторона Кремля по своей конструкции стала напоминать укрепления Константинополя – так называемую Стену Феодосия, много веков защищавшую город с суши и считавшуюся неприступной. Полностью завершенный вид Кремль получил только в 1516 году, со строительством Троицкого моста и Кутафьей башни – единственной из трех «отводных стрельниц » Кремля, сохранившейся до наших дней.
Петрок Малый
Судя по всему, к 1527 году должность главного архитектора Москвы вновь оказалась вакантной, поскольку князь Василий III , также как отец его тридцатью годами ранее, отправляет в Италию послов на поиски соответствующего специалиста. Но на этот раз послы едут уже не в Милан, а в Рим, к Папе Клименту VII (Джулиано Медичи), известному знатоку искусств и меценату, по заказам которого работают такие знаменитые мастера как Рафаэль, Микеланджело, Бенвенуто Челлини. К просьбе московского князя Папа отнесся благосклонно, и в следующем 1528 году направил в Россию группу мастеров, в числе которых был зодчий Пьетро Франческо Аннибале, известный на Руси как Петрок Малый или Петр Малой Фрязин. Никаких биографических сведений о нем, и о его работах на родине, в итальянских источниках не сохранилось. По всей видимости, это был молодой, не успевший еще составить себе имени в Италии архитектор, но подающий большие надежды (иначе он не оказался бы при дворе Джулиано Медичи). В Москве Пьетро Аннибале занял место «первого государева мастера» Василия III вплоть до кончины последнего в 1533 году.
Первое летописное упоминание о деятельности Петрока относится только к 1532 году. Тогда по его проекту в Кремле была заложена Воскресенская церковь, вплотную примыкавшая к столпу Ивана Великого (церковь не сохранилась, в XVII веке она была заменена звонницей, существующей на этом месте сегодня). Никаких сведений о том, чем итальянский мастер занимался в первые три года пребывания в Москве, в письменных источниках нет. Однако, есть серьезные основания предполагать, что именно Пьетро Аннибале является автором жемчужины русского средневекового зодчества – храма Вознесения Господня в Коломенском, который был заложен в 1529 году – в первый строительный сезон по прибытии Петрока Малого в Россию - а в 1532 году освящен. Практически все специалисты по архитектуре, исследовавшие конструктивные особенности этого храма, сходятся во мнении, что он построен итальянским мастером, чей профессиональный арсенал сформировался еще на родине, на рубеже XV и XVI веков. Но при этом, церковь Вознесения – первый на Руси шатровый столпообразный храм, который совершенно не похож на храмы, построенные ранее итальянскими мастерами в Москве. Он не соответствует архитектурным канонам Венецианской школы, по которым работали Алевиз Новый и его сподвижники. Петрок же, судя по его последующим фортификационным сооружениям, принадлежал к другому творческому направлению и другому поколению итальянских зодчих, нежели все его предшественники. Вознесенская церковь могла стать для него своего рода тестом на профессиональную пригодность и соответствие должности «архитектона», каковым для Антонио Солари явилась Боровицкая башня, а для Алевиза Нового – Архангельский собор. Если это предположение верно, то Петрок сдал свой первый экзамен блестяще – церковь Вознесения в Коломенском внесена в список шедевров не только русской, но и мировой архитектуры.
Между тем, век плетеной земляной крепости в Москве был недолог - уже в следующем 1535 году тот же Петрок Малый начал заменять земляные валы Китай-города на каменные стены, которые были полностью завершены в 1538 году. Однако, название «Китай» так прочно приклеилось к Большому Посаду, что сохранилось за ним уже навсегда. Почему каменную крепость нельзя было возвести сразу, не тратя силы и время на земляную – непонятно, никаких объяснений в письменных источниках нет. Наверное, ждали очередного набега крымских татар, либо опасались вторжения войск литовского князя Сигизмунда (в феврале 1534 года началась очередная русско-литовская война).
Бурная градостроительная деятельность в Московском государстве была нарушена внезапной смертью правительницы-регентши Елены Глинской, случившейся весной 1538 года (есть версия, что она была отравлена). Началась ожесточенная борьба за власть между боярскими группировками, и как следствие, «великия мятеж и безгосударство». Дальнейшая судьба зодчего Петрока поразительным образом напоминает судьбу Аристотеля Фиораванти. Осенью 1539 года, во время служебной поездки в пограничные крепости Псковской земли, Петрок Малый попытался бежать на родину. Из найденного в архивах отрывка розыскного дела «о побеге городового мастера Петра Фрязина в Ливонию» известно, что Петрок, с несколькими сопровождавшими его служилыми людьми, перешел границу и оказался в землях Ливонского ордена. Все они были задержаны и препровождены в Дерпт (Юрьев) на суд тамошнего епископа. В свое оправдание Петр Фрязин якобы утверждал, что командирован был в Россию Папой Римским на 3-4 года, а проработал там 11 лет, поскольку его удерживали силой. Судя по материалам дела, епископ Дерптский склонялся к выдаче беглецов московским властям - во избежание дипломатических осложнений.
Эти сведения подтверждаются позднейшим летописным упоминанием о Петроке Малом, датируемым 1543 годом. В записи сообщается о завершении им заложенной еще в 1532 году Воскресенской церкви в Кремле. Очевидно, побег зодчего на родину не удался, ему пришлось вернуться обратно в Москву и служить там городовым мастером до конца своих дней.
Итальянский след
Эпоха итальянских мастеров в Московской Руси длилась, в общей сложности, около 70 лет. Началом ее можно считать момент прибытия в Москву Аристотеля Фиораванти в марте 1475 года, приехавшего с сыном и слугой. По его стопам вскоре потянулись другие специалисты из северных провинций Италии – зодчие, резчики по камню, литейщики пушек и колоколов, механики – все те, кого на Руси называли «розмыслами».
Самыми востребованными среди них были зодчие, фортификаторы и военные инженеры. С их помощью в Великом княжестве Московском было построено 8 стратегически важных каменных крепостей, перечень которых в хронологическом порядке выглядит следующим образом:
Новгородский кремль (1484 – 1491)
Московский кремль (1485 – 1516)
Крепость Ивангород (1492 – 1499)
Крепость Нижний Новгород (1508 – 1515)
Крепость Тула (1514 – 1520)
Крепость Коломна (1525 – 1531)
Крепость Зарайск (1528 – 1531)
Крепость Китай-город (1535 – 1538)
По совокупности сохранившихся сведений можно заключить, что среди итальянского инженерного и мастерового сословия желающих поработать в России в то время было довольно много. О том, какие мотивы двигали этими людьми, покидавшими родину на долгие годы, а многие - навсегда, мы можем только догадываться. Скорее всего, основных причин было две: возможность максимально реализовать свои таланты, и желание разбогатеть. В то время в Италии конкуренция и протекционизм в среде представителей данных профессий были очень высоки, и тем, кто не имел богатых и влиятельных покровителей, «выбиться в люди» было непросто. По биографиям всех известных нам зодчих-«фрязинов» первой величины, работавших в Московском государстве, видно, что у себя на родине они либо находились на вторых ролях – как Пьетро Солари и Алевиз Старый, либо вообще пребывали в безвестности – как Алевиз Новый и Петрок Малый. Даже знаменитый Аристотель Фиораванти в Италии, в основном, чинил и переделывал сооружения, построенные до него, и только в Москве ему удалось самому сотворить полностью законченное здание – Успенский собор.
Платили итальянским мастерам щедро, благо денег у великих князей Московских после завоевания Новгорода было очень много – фактически все богатства, накопленные Новгородской республикой за 300 лет ее существования, перешли в казну Ивана III. Кроме денежного жалования, иноземные специалисты награждались дорогими одеждами «с царского плеча», а также получали вблизи Москвы поместья (в документах с XVI века упоминаются поселения с характерными названиями Фрязино, Фрязево или Фряново, и некоторые названия дошли до наших дней). Для многих из тех, кто на родине был лишь подмастерьем без особых перспектив, работа в России того времени воспринималась как некий «социальный лифт» - место, где можно быстро разбогатеть и сделать стремительную карьеру. Конечно, имелись и свои сложности – суровый климат, незнакомый язык, нравы и обычаи, заметно отличавшиеся от европейских. К тому же, как во всех самовластных монархиях, в какую превратилось к тому времени Великое княжество Московское, решающую роль играла личность правителя, его воля и благорасположение. Скорее всего, именно этот фактор и объясняет полное исчезновение фрязей-итальянцев из русских хроник к середине XVI столетия. К этому времени Иван IV уже проявил в полной мере суровый деспотический нрав и начал избавляться от соратников своей славной победами молодости. Страна стояла на пороге Ливонской войны и опричнины.