Киевская Русь IX-XII века

ратникиСлавянские князья и их дружины часто упоминаются в византийских письменных источниках уже в VI веке нашей эры, в связи с войнами, которые вела против них империя.
По поводу происхождения слова «князь» существует много различных версий. Наиболее вероятной представляется следующая: титул князь (в древнерусском произношении «конязь») славянами ниоткуда не заимствован, а восходит ко временам родового строя и имеет первоначальное значение – основатель рода, глава рода. Не случайно ли в русской свадебной обрядности, корни которой уходят в далекое прошлое, жениха величают «князем», а невесту – «княгиней»? Предполагают, что само это слово строится от корня «кон» – что значит «основа», «начало». Корень этот присутствует до сих пор в словах «закон», «исконный» (изначальный), «кондовый» (основательный). Очень может быть, что слово «князь» восходит еще ко временам общности всех европейцев, поскольку у многих народов Европы также есть титулы, по звучанию весьма похожие и, вероятно, от того же корня произошедшие: «конунг» - у скандинавов, «кёниг» (король) у германцев, «конт» (граф) – у французов и англичан,- имеющие аналогичное значение – глава, вождь, предводитель.

Cлавянский воин VI векаЧто касается дружин, то даже среди мирных земледельцев и пастухов всегда найдутся такие, кому скучен однообразный сельский труд, кому больше по душе оружие, дальние походы и битвы. Их называли «ратаи», «мужи», «храбры», «удальцы», «кметы». Из таких людей вокруг племенных вождей образовывались воинские братства профессиональных бойцов, мечом добывавших себе пропитание. Такое боевое содружество именовалось «дружиной», и было, по существу, регулярным войском тех далеких времен, немногочисленным, но хорошо вооруженным и обученным, находящимся в постоянной боевой готовности.

Главный принцип построения русской дружины формулировался так:

«Быти за один муж всем»
«Стояти за один до живота».

Некоторые из древних жизненных установок воина дошли до нас в виде пословиц:

«Не в силе Бог, а в правде»
«Смерть в бою – дело Божье»
«Не копьем побеждают, а уменьем»
«Что с бою взято, то свято»
«На живом – все заживет»

К числу значимых предметов для воина принадлежало, в первую очередь, его оружие, особенно меч. С ним обращались бережно и почтительно. Втыкать, к примеру, меч в землю считалось дурным тоном. Одна из самых крепких воинских клятв – клятва на клинке меча.
Особым почитанием на Руси был окружен также конь или, по древнерусски, «комонь» – не только пахарь и кормилец, но также мощное орудие войны. Примечательно, что конь никогда не ставился вровень с прочим домашним скотом. В сказках и былинах он неизменно верный друг и мудрый советчик, причем имеет все черты «вещего» животного. Даже просто сесть без спросу на чужого коня почиталось серьезным проступком, а уж конокрадство и вовсе было одним из самых тяжких преступлений, каравшееся очень сурово.

«Аще коневый тать, выдати его князю на поток, а клетный тать, то три гривны платити ему»…
«Аще кто сядет на чуж конь, не прошав, то за то три гривны»….
(Русская Правда Ярославичей)

* * *

Во второй половине IX века власть в Русской земле переходит к варяжским конунгам из династии Рюриковичей. Утвердившись сначала в Новгороде, а затем в Киеве, первые князья этого рода, начиная с Игоря Старого и Святослава, постепенно распространяют свое влияние на другие земли, посылая в главные города Руси своих сыновей в качестве наместников. К середине XI века вся Русская земля была поделена между их многочисленными потомками, управлявшими ее частями в порядке очередности по старшинству и на правах вассальной зависимости от киевского князя. С этой поры среди имен русских князей наряду со славянскими, становятся обычными и норманнские – Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi), Игорь (Ingvarr).Норманский воинНорманнские воины, реконструкция
Дружина становится главным и непременным атрибутом власти каждого князя как феодального властителя. В составе княжеских дружин в этот период времени было значительное количество варягов – северных германцев, выходцев из современных Швеции, Норвегии и Дании. Полагают, что слово «гридь» , которым обозначалась младшая дружина, было принесено ими (grid – у скандинавов означало «двор», «дворовые слуги»). Также, по мнению В.О.Ключевского, русское слово «витязь» есть видоизмененное слово «викинг».

Как известно, «всякий мир стоит до рати, а рать до мира», а потому в час войны дружинники составляют ядро и основную ударную силу войска, а в мирное время помогают князю держать в руках свою волость – «собирать дани и выходы», «суды судить и ряды рядить».

Дружина делилась на два иерархических уровня - «старшую» и «младшую».
«Старшую» («ближнюю» или «лучшую») дружину составляли бояре или княжьи мужи - зрелые опытные воины, искушенные во всех премудростях войны. В самом слове «боярин» слышатся два корня: «бой» - битва, сражение, и «ярь» – сила, ярость. Это было рыцарство, составлявшее костяк боевого содружества и основу воинской традиции.

Сбор дани. Н. Рерих

Боярин имел небольшую личную дружину, называвшуюся «копье», состоящую из нескольких подручных, оруженосцев и военных слуг.
«Бояре» составляли ближний круг князя в повседневной жизни и его «думу» - государственный и военный совет. Все важнейшие решения принимались коллегиально «думой» под председательством князя. Причем бояре могли открыто спорить с князем и выражать свое несогласие по какому либо вопросу. Однако решение, принятое «думой», было обязательным для всех.
В случае малолетства князя (часто сын наследовал отцовскую дружину), бояре фактически руководили княжеством до его возмужания.
Из числа бояр назначались «большие» воеводы и воеводы городовых полков, княжьи наместники в волостях – «посадники», послы, княжеские судьи – «тиуны».

«Младшая дружина» именовалась «гриди», «детские», «отроки», – молодежь, оруженосцы, телохранители, военные слуги, которые еще назывались общим словом «двор». Это видимо означало, что эти воины не имели собственных хором, а жили на дворе князя в особых домах – гридницах или молодечных. В XII веке применительно к княжеским отрокам появляется новый термин – «дворяне». Они охраняли самого князя, его семью, казну и имущество, ходили с ним в походы, полюдье и т.д. В княжеской администрации они – сборщики налогов и податей («мечники», «мытники» и «вирники»), судебные приставы («подъездные», «рядовичи»), помощники судей («отроки при тиунах»), гонцы.

В те героические времена путь в княжескую дружину был, по видимому, открыт для выходцев из всех свободных сословий русского общества, была бы сила да удаль молодецкая. Продвижение же по службе в большей степени зависело от личных достоинств человека, чем от его родословной. Свободные воины-дружинники составляли военное сословие русского государства, являвшееся главной опорой княжеской власти. Верхушка этого сословия занимала привилегированное положение по отношению к прочим слоям русского общества, что зафиксировано в «Русской Правде» – своде законов Киевской Руси XI века. За убийство «княжого мужа» полагалась «двойная вира» – 80 гривен серебра, тогда как за убийство «гридина» или любого другого свободного мужчины – «простая вира» – 40 гривен, а свободной женщины – «полувирье» – 20 гривен.

Древнерусская гривна - слиток серебра весом около 200 гр.

Все дружинники – и «старшие», и «младшие» – по отношению к князю были «вольные слуги», служившие ему по договору. Согласно этому договору, и по обычаю, они имели «право отъезда», то есть могли покинуть одного князя и перейти «под руку» другого, поскольку считалось, что все русские князья – братья, и они «сообща держат Русскую Землю».
Однако, скорее всего, уход из дружины с честью был возможен не во всякое время, а лишь при отсутствии военных действий, а также требовал соблюдения определенного ритуала – публичного заявления перед князем о своем уходе в присутствии свидетелей, и, видимо, каких то объяснений, иначе воин мог потерять свое доброе имя в глазах общества и прослыть предателем - «отметником».

Вся жизнь княжеской дружины проходила в военных походах, обороне своей земли от врагов, сборах даней (это называлось «полюдье»), «судах и рядах», охране торговых путей. А в промежутках между трудами – отдых и развлечения: пиры, охоты и молодецкие забавы.
Основными источниками существования князя и его дружины были: «корм» от своего княжества, «дани» и «выходы» с подвластных земель, военная добыча, а также различные поборы с проезжих купцов.